Русский English На главную
ПрессаПроектыСтудияСсылкиКонтакты

Фильмография / В огне брода нет

В огне брода нет

«В огне брода нет» 1967

о Тане Теткиной и ее рисунках

1967 / СССР / 95 мин / драма / Ленфильм

Режиссер – Глеб Панфилов
Сценаристы — Глеб Панфилов, Евгений Габрилович
Оператор – Дмитрий Долинин
Художник-постановщик – Марксэн Гаукхман – Свердлов
Художники по костюмам – Наталья Васильева
Композитор – Вадим Биберган

В ролях

Инна Чурикова – Таня Теткина
Михаил Кононов — Алеша Семенов
Анатолий Солоницын — Иван Евстрюков
Михаил Глузский — Фокич
Майя Булгакова — Мария
Владимир Кашпур — Николай
Евгений Лебедев — белогвардейский полковник
Михаил Кокшенов — Зотик

Формат – пленка 35мм / ДВД
черно-белый

Информация об авторских правах на театральный показ и ДВД дистребюцию — Киностудия «Вера»

Награды

1969 МКФ в Локарно (Приз «Золотой Леопард» — Глеб Панфилов)

1969 МКФ в Локарно (Премия жюри за лучшее исполнение женской роли — Инна Чурикова)

Кадры из фильма

Синопсис

История скромной санитарки Тани Теткиной, средь бурь Гражданской войны неожиданно открывшей в себе талант художницы, попытавшейся быть счастливой, не обращая внимания на всеобщее ожесточение, и погибшей от пули белогвардейского офицера.

О фильме

Уже первый фильм Панфилова показал, что отечественная режиссура обрела художника с индивидуальным видением, умеющего сочетать краски эпические и проникновенно лирические, тончайший психологизм и силу шоковых потрясений. Это сразу поставило его вровень с самыми яркими, звездными именами поколения 60-х. Взяв за основу сюжета рассказ кинодраматурга Евгения Габриловича, совместно с которым и был написан сценарий, Панфилов сумел найти новый поворот в историко-революционной теме. Он выбирает редкий по тем временам прием раскрытия эпической темы Гражданской войны через индивидуальную историю ничем неприметной, негероической Тани Тёткиной, санитарки из госпитального поезда. Полудурочка — полусвятая, она раскрывается как человек уникальной души, как неповторимый самобытный художник.

Таня не до конца понимает, зачем нужна революция, но чувствует, что она необходима. Она обращается к комиссару Игнатичу, как к наставнику, все снова и снова желая понять умом то, что чувствует сердцем на интуитивном уровне. Она не знает, как сформулировать свои мысли и эмоции и поэтому находит им выплеск в невербальной форме при помощи художественной пластики.

Фильм Панфилова полностью лишён национального и политического пафоса, ибо создателям удаётся избежать клише, присущих фильмам о революции. Классические образы гражданской войны, столь знакомые всем, отсутствуют в фильме. Они существуют только в сознании Тани, и отображены на экране в экспрессивной форме ёе примитивных рисунков. Здесь великая Советская история становится нецентральным персонажем, по сравнению с которой все остальные герои второстепенны, а неотъемлемой частью главной героини, частью её быта, её работы и, самое главное, сутью её творчества.

Таня верит, что революции нужны жертвы, и не задумываясь, готова жертвовать всем. Она уверенно отвечает на вопрос белогвардейского полковника, что готова принести жертву хоть завтра. Но Великая Революция так долго ждать не может, и Таня принимает смерть из рук белогвардейца намного раньше.

В своем фильме Панфилов решился показать стоящих с обратной стороны баррикад от Тани. Образ полковника передан реалистично, не впадая в преувеличения и карикатуры, столь типичных для фильмов о гражданской войне и революции. Такая объективность и трезвый угол подачи исторического материала- большое достижение начинающего режиссёра, а свежесть и неординарность художественных решений фильма не перестаёт впечатлять зрителей и по сей день.

Отзывы критиков

«Придя в кино со своей актрисой, Панфилов возродил вечный тип русской страстотерпицы, а также непокорной фанатички, которая всех нас спасет ценой собственной жизни, загубленной молодости. Спасет революцию, Россию или Советскую власть. Но не свой дом, очаг, детей. Свою любовь. [...]»
Зара Абдулаева, «Искусство кино». № 11, 1990.

«Режиссерский дебют Глеба Панфилова, выпускника Высших режиссерских курсов, поражает зрелостью художественной мысли и уверенностью профессионального исполнения [...]

[…] самая большая удача, подлинное актерское открытие фильма — это Инна Чурикова в роли Тани Теткиной. Задача перед ней была поставлена труднейшая: показать некрасивую, неопрятную, на первый взгляд чуть ли даже не слабоумную деревенскую девушку, а затем мало-помалу раскрывать таящиеся под этой грубой оболочкой глубокое чувство, ум и художественный талант. Актриса сыграла блестяще. Мне редко приходилось видеть, чтобы молодая исполнительница была столь самоотверженна, безжалостна к себе, готова пожертвовать всем ради своего актерского создания.»

- Виктор Божович, «Советский экран» № 3, 1990.

Создатели о фильме:

Глеб Панфилов – режиссёр

Об идее фильма: Я искал тему для дипломной работы. В старом журнале «Красная Новь» за 36-ой год наткнулся на небольшой рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте». Какая девочка, какой характер – неожиданный, парадоксальный! Позвонил писателю и попросил написать сценарий. Габрилович отказался. Но, в конце концов, согласился на вариант – писать сценарий должен я. Если получится, он готов стать соавтором. Не получится – никаких обид.

Я начал писать и через сорок три дня сценарий был готов.Меня всегда волновали, интересовали такие люди как Таня Тёткина. Фильм оказался во многом судьбоносным. Мы встретились с Инной Чуриковой. Я нашел ту исполнительницу, которая была абсолютно адекватна героине.

Об Инне Чуриковой: Я работал в Свердловске над сценарием и уже приглядывался, искал актрису на главную роль. Видел ее так ясно, что даже нарисовал. И вот однажды включил телевизор, и вдруг на экране появилось лицо девушки, танцующей с молодым человеком. Да вот же она, Таня Тёткина! Передача кончилась, титров не было. Так и остался с этим впечатлением. Я в Свердловске, а передача из Москвы. Потом, чуть позже, дал друзьям в Ленинграде и Москве фотографии со своего рисунка и попросил поискать. Параллельно подбирал других исполнителей. Пригласил Ролана Быкова на роль комиссара. Он был занят своим «Айболитом» и отказался. Но сценарий ему понравился и он заявил, что знает актрису, которая сыграет Таню Тёткину: это Лидия Чурикова из Московского ТЮЗа. Я немедленно отправил туда своего ассистента. Тот привез не Лидию, а Инну Чурикову. Помню как сейчас этот момент: захожу, сидит девушка, поворачивает голову – она! То самое лицо, из телевизора! Вот так мы встретились с Инночкой… Это был подарок небес.

Поразили, прежде всего, глаза, их выражение. То, что глаза зеркало души, — правда. Я сразу почувствовал ее индивидуальность, талант. А потом все это подтвердилось и умножилось.

Вернуться к разделу Фильмография